небольшая (очень маленькая) работа по ацтекам. Сделана на основе реферата Масютенко Ильи Валерьевича, студента Тольяттинской Академии Управления
читать дальшеАцтеки наиболее многочисленный индейский народ Мексики. Численность около 1,3 млн.человек (вторая половина ХХвека). Язык - науатль.
У ацтеков Теночтитлана, вплоть до испанского завоевания сохранялись старые племенные традиции, в том числе деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными должностными лицами. На высшие должности избирались члены одной семьи, существовало рабство, с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, маслиничные культуры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток - пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и достигли высокого развития. Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений. Города имели правильную планировку, связанную отчасти с
разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо
улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город был построен на острове посреди озеро Тескоко и соединен с берегом
многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов
связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распространение у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уицилопочтли.
Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности. Искусство их переживало
расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико). Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурлись; помещения располагались вокруг внутреннего двора.
Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 - начале16 вв с центром в г.Теночтитлане (современный Мехико) до 1348 находилось в зависимости от правителей г.Кулуакан в 1348-1427 г.г. - от "тиранов" г. Ацкапоцалько. В конце 20-х годов 15 века правитель ацтеков Ицкоатль возглавил "союз трех городов" - Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана(Такуба) и нанес поражение правителям Ацкопоцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль и его преемники (Монтесума I Гневный, правил в Ауицотль 1440-1469 г.г.; Ашаякатль 1469-1486 г.г.; Ауицотль 1486-1503 г.г. ), в состав Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико, но и вся Центральная Мексика. Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Монтесуме II (1503-1519 г.г. ). В 15 -нач.16 вв. было значительно развито рабство. Главный правитель Ацтекского царства формально являлся выборным вождем, фактически же его власть была наследственной. Формирование основных классов общества не было завершено (положение члена общества определялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте, которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10). К 1521 году Ацтекское царство было завоевано испанцами.
Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма
служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они
могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий
пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так
называемый ребусный метод (например,для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К
моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно,
их употребление не было упорядочено. Язык науатль (nahuatl) входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви таньо-ацтекской группе.Существуют и другие классификации (например, американский ученый Н.Мак-Куаун включает язык ацтеков в коранскую подгруппу юто-ацтекской ветви).Распространен в Мексике (предположительно с 6 века), число говорящих около 1,3 млн на 1977 год. С 14 века известна письменность, с 16 века - на основе латинской графики.
Календарь ацтеков.
Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу.
Ацтекский календарь (calendario azteca) - система летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так называемого священного периода или тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней, обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней). Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.
Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-летних циклов.
читать дальшеАцтеки наиболее многочисленный индейский народ Мексики. Численность около 1,3 млн.человек (вторая половина ХХвека). Язык - науатль.
У ацтеков Теночтитлана, вплоть до испанского завоевания сохранялись старые племенные традиции, в том числе деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными должностными лицами. На высшие должности избирались члены одной семьи, существовало рабство, с подвластных городов взималась дань. На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, маслиничные культуры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток - пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и достигли высокого развития. Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений. Города имели правильную планировку, связанную отчасти с
разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний. В Теночтитлане вместо
улиц были каналы с пешеходными дорожками по сторонам - город был построен на острове посреди озеро Тескоко и соединен с берегом
многочисленными дамбами и мостами. Питьевая вода подавалась по акведукам. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов
связанные с земледелием, а также бог войны. Большое распространение у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений богу Уицилопочтли.
Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности. Искусство их переживало
расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико). Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурлись; помещения располагались вокруг внутреннего двора.
Государственное образование ацтеков в Мексике в 14 - начале16 вв с центром в г.Теночтитлане (современный Мехико) до 1348 находилось в зависимости от правителей г.Кулуакан в 1348-1427 г.г. - от "тиранов" г. Ацкапоцалько. В конце 20-х годов 15 века правитель ацтеков Ицкоатль возглавил "союз трех городов" - Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана(Такуба) и нанес поражение правителям Ацкопоцалько. В результате завоевательных войн, которые вели Ицкоатль и его преемники (Монтесума I Гневный, правил в Ауицотль 1440-1469 г.г.; Ашаякатль 1469-1486 г.г.; Ауицотль 1486-1503 г.г. ), в состав Ацтекского царства вошла не только долина реки Мехико, но и вся Центральная Мексика. Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Монтесуме II (1503-1519 г.г. ). В 15 -нач.16 вв. было значительно развито рабство. Главный правитель Ацтекского царства формально являлся выборным вождем, фактически же его власть была наследственной. Формирование основных классов общества не было завершено (положение члена общества определялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте, которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10). К 1521 году Ацтекское царство было завоевано испанцами.
Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма
служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они
могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий
пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так
называемый ребусный метод (например,для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К
моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно,
их употребление не было упорядочено. Язык науатль (nahuatl) входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви таньо-ацтекской группе.Существуют и другие классификации (например, американский ученый Н.Мак-Куаун включает язык ацтеков в коранскую подгруппу юто-ацтекской ветви).Распространен в Мексике (предположительно с 6 века), число говорящих около 1,3 млн на 1977 год. С 14 века известна письменность, с 16 века - на основе латинской графики.
Календарь ацтеков.
Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу.
Ацтекский календарь (calendario azteca) - система летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так называемого священного периода или тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней, обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней). Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.
Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-летних циклов.
@темы: Америка, история мировой культуры, ацтеки