Метла
Очень коротко о концепциях информационного общества. Рассматривала эту тему для более глубокого раскрытия понятия виртуальной среды. Тезисно и максимально простым языком.

И первый, о ком стоит говорить в рамках данной темы — Маршал Маклюэн (1911-1980) — канадский философ и социолог, профессор университета в Торонтно, автор работ «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимающая коммуникация» (1963). Он одним из первых обратил внимание на коммуникационный аспект развития нового общества и предложил свою концепцию такого общества.
Основными положениями его концепции являются:
1. На развитие культуры влияют распространенные в ней средства коммуникации. К ним относятся все культурные феномены, выполняющие коммуникативные функции. Среди прочих, Маклюэн указывает и компьютерные системы.
2. Особый социальный мир - «галактика» создается определенным типом коммуникации.
3. Средства связи являются не просто передатчиками информации, а средством стредством структурирования реальности независимо от передаваемой информации.
4. Формирование новых средств общения, связи и информации создает новый «сенсорный» баланс» общества, формирует новый стиль мышления, картину мира и иные принципы социальной организации.
5. Коммуникация выступает как способность человека к восприятию.
Также Маклюэн называет четыре эпохи в развитии человечества:
1. Дописьменное варварство — эпоха устной речи.
2. Тысячелетие фонетического письма.
3. 500 лет «гутенбреговой галактики» - видеокультура, культура зрения.
4. Современная электронная цивилизация «галактика Маркони», начавшаяся в 1844 году с изобретением телеграфа Морзе. СМК (Маклюэн имел в виду прежде всего телевидение) сплачивает людей, создавая электронную «глобальную деревню», где информация передается настолько быстро, что каждый знает обо всех событиях в мире.
О концепции информационного общества впервые говорит американский экономист Машлуп в работе «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах» (1962). Концпеция ифнормационного общества является производной от концепция постиндустриального общества. В концепциях информационного общества делается акцент на степени развития информационных технологий, в качестве главного фактора общественного развития рассматривается производство и использование информации.
Часто термины «постиндустриуальное общество» и «информационное общество» используются как взаимозаменяемые. Однако не во всех странах, где существует постиндустриальное общество, можно говорить об оформленном информационном обществе.
Если в Японии и США можно говорить об этом, как о свершившемся факте, то в таких странах как Финляндия, Россия, Китай, Индия существуют специальные программы вхождения в информационное общество.
Одна из концепций информационного общества была предложена японским ученым Масудой в его работе «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983). Автор рассматриавает информацию как экономическую категорию и как общественное благо, трансформирующее в прогрессивном направлении все сферы социокультурной жизни. Масуда предполагает, что будет сформирован новый тип общества, где все аспекты развития личности — образование, карьера, реализация политической активности, сфера досуга — будет осуществляться в информационной среде.
Еще одна концепция разработана американским публицистом и социологом Элвином Тоффлером в ряде его работ - «Шок будущего» (1970), «Доклад об экоспазме» (1975), «Третья волна»(1980). Тоффлер обозначил отличительные черты культуры в информационном обществе:
1. Высокий уровень инновативности.
2. Демассификация и дестандартизация всех сторон политической и экономической жизни.
3. Изменение характера труда и межличности отношений, что повлечет изменение системы ценностей и ориентацию человека на психологические, социальные и этические цели.
4. Избыток информации - «информационный взрыв».
5. «Персонализация» - ориентация культуры и общества на каждого человека.
«Клип-культура». Так Тоффлер назвал новый тип культуры, созданной из осколков впечатлений и образов. Тоффлер рассматривает клип-культуру как составляющую информационной культуры. Здесь идет отказ от традиционного способа подачи информации — отобранной и систематизированной. СМИ сейчас предлагают информацию в виде коротких модульных вспышек — новостей, фрагментов фильмов и передач, реклам.
Человек новой информационной структуры отказывается от восприятия новых модульных форм в стандартных структурах и категориях и стремится создать из мозаичной информации свой собственный материал.
Достаточно глубокое рассмотрение информационного общества предлагает Кастельс в своей работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (2000).
Обращаясь к проблеме функционирования культурной индустрии, Кастельс отмечает, что она ориентируется:
1. Не на удовлетворение креативных потребностей личности, а на «экономику здравого смысла».
2. На унифицированный культурный продукт.
3. На потребность в рекреации, сублимации и психологическую разгрузку.
Кастельс обращает внимание на то, что доминирующая стратегия в обогощении культуры, связанная с потенциалом новых коммуникационных технологий, направлена не на области здравоохранения, образования, а на разработку гигантской системы электронных развлечений.
Говоря об Интернете, Кастельс делит его «потребителя» по следующим признакам:
1. Отношения «потребителя» к языку компьютерной коммуникации.
2. Принадлежности к социальному классу.
По признаку отношения к языку компьютерной коммуникации (ЯКК) Кастельс выделяет 2 группы:
1. Те, для кого ЯКК является новым средством, предполагающим неформальность, анонимность и стимулирующим новую форму «оральности», выраженную электронным текстом.
2. Те, для кого текст в электронном формате представляет реванш письменности, возвращение к типографскому мышлению и восстановление конструируемого рационального дискурса.
По признаку принадлежности к социальному классу:
1. Элита информационного общества. Пространством пребывания элиты, имеющей открытый доступ к информации, становится глобальной цифровое пространство. Именно этот факт, по Кастельсу, определяет культурную универсальность этой субкультуры, нацеленной на «унификацию символического окружения», гомогенизацию стиля жизни, нивелирование культурных границ.
2. Собственно масса, состоящая из «включенных во взаимодествие», будет снабжаться элитой «заранее упакованными вариантами выбора», среди которых наряду с межличностным общением по электронной почте и политикой традиционно будут присутствовать развлечения в особо изощернных формах - «от садистских видеоирг до бесконечных спортивных матчей».
В качестве предпосылок распространения массовой культуры в информационном обществе Кастельс называет: напряженный ритм деятельности, экзистенциальные проблемы, проблемы адаптации, проблема свободного времени, а также отсутствия навыка и определенного типа сознания у части общества, соответствующего восприятию сложных проблем и феноменов высокой культуры. Сами же информационные потоки, по мнению Кастельса, развиваются, в большей степени, как «технологии развлечений».

@темы: культурология